В каждом сердце есть храм

«Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России» (ФГОС основного общего образования)

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей сегодня является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством и властью в целом.

В современной школе существует огромное многообразие форм и способов формирования духовной личности детей, которые тонко чувствуют и пропускают через себя тот духовный и нравственный опыт, который передаётся им в семье, в школе, в системе дополнительного образования.

Опыт Павлодарского филиала по реализации программы духовно-нравственного воспитания был рассмотрен 26 февраля на районном семинаре «Духовно-нравственное воспитание-основа рода, семьи, общества»  для педагогов, реализующих курсы по духовно-нравственному воспитанию.

Семинар открыла заведующая Павлодарским филиалом Лапшина Татьяна Сергеевна. Она отметила, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.В современных условиях, когда началась утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые долго не были выработаны и оставались размытыми, в условиях западного телекоммуникационного прессинга особенно актуальным стало формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне духовного развития личности. Поэтому, замечая это, учительский коллектив Павлодарской школы,  обратился к новому направлению работы – созданию единого образовательно-воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

В  2013 году был разработан проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» в рамках программы развития образовательного учреждения. Он имеет конкретно поставленные цели и задачи. На основе социологического исследования по проблемам духовно-нравственной жизни села коллективом школы был разработан план мероприятий данного проекта, реализуемый на трёх ступенях образования:дошкольное обучение, начальная школа, среднее звено.

Итоги трёхлетней работы в этом направлении были представлены в отчетной программе «В каждом сердце есть храм».

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Причины нравственности и духовности более глубокие, чем кажется на первый взгляд. Духовность предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный настрой личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека.

Об этом и многом другом говорили педагоги Павлодарской школы в своем отчёте.

И, конечно же, особое место в воспитании детской души отводится семье. В школе обучаются дети из 36 семей. Родители проявляют большую активность в  жизни школы. Они являются благодарными зрителями школьных мероприятий, участниками всевозможных конкурсов  разного уровня, спонсорами и помощниками во всех школьных начинаниях.Родители стремятся наполнить жизнь детей высоким смыслом, передают им свои знания,  свою веру и любовь. И сегодня родители не остались в стороне. Они стали активными участниками отчётного мероприятия, сопереживали вместе с детьми и педагогами, сами участвовали в концерте.

Одна из главных забот семьи и школы – это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, развивали свои творческие способности, необходимые для жизни, для будущей  профессии. Творческая индивидуальность детей помогает достичь высоких результатов не только в учёбе и в конкурсах интеллектуальной направленности, но и в конкурсах художественно-декоративного творчества. Выставка творческих достижений Павлодарских школьников стала этому наглядным подтверждением. А мастер-класс по изготовлению топиария (Дерева счастья), проведенный учителем начальных классов Поздняковой Л.В., позволил участникам семинара проявить своё умение и творчество, сотворить маленькое чудо своими руками.

Любить природу, защищать окружающий животный и растительный мир, трудиться на благо своей среды обитания и выживания – тоже часть нравственного воспитания и очищения души ребёнка. Коллектив школы успешно сотрудничает с Вороненским заповедником, принимает активное участие в районных Акциях «Живи, Земля!», «Скворечник», «Чистый лес».

Большое внимание уделяется изучению родного края – своей Малой Родины. В школьном музее хранится интересный материал о земляке – народном писателе Петре Алешкине, о человеке замечательной души. Под руководством учителей Камневой В.И., Боярской Т.Н., Покидышевой О.И. учащиеся школы проводят большую исследовательскую работу.  Собран богатый материал по истории развития системы здравоохранения на Тамбовщине, о социально-демографическом развитии села Павлодар, о развитии сферы услуг в родном селе, о пионерской организации Павлодара в разные годы. Юные исследователи пишут о храме Казанской Божьей Матери, разрушенном в 1937 году, о православных традициях современного села, возвращаются к истории письма и призывают чаще писать друг другу письма. Учащиеся школы на протяжении многих лет являются победителями и призёрами научно-исследовательских конференций всех уровней, учатся правильному отношению к общечеловеческим ценностям, воспитываются в духе  гражданственности и патриотизма.

Одной из форм работы по духовно-нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного: посещение музеев, проведение экскурсий. В рамках программы «Дорога к Храму» учащиеся школы вместе с родителями знакомятся со святыми местами родного края. Интересными в прошлом году были поездки в Церковь Воскресения Христова в Старой Ольшанке, в Музей-усадьбу С.В. Рахманинова в Ивановке, в областной Музейно-выставочный центр, в усадьбу Асеевых в Тамбове,  в Тамбовский областной краеведческий музей.

В школе уже сложились традиция проводить совместные   праздники с сельским Домом Культуры, такие как Масленица, Пасхальный фестиваль, Рождество, Покровская ярмарка.  Готовясь и участвуя в них, ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них формируется понятие о русской традиционной культуре как основе формирования духовно-нравственного мировоззрения.

В рамках реализации проекта в школе  был создан волонтерский отряд «Пламя». Деятельность волонтёров направлена на оказание помощи ветеранам, пожилым людям, на  организацию рейдов по уборке пришкольной территории и территории  села. Старшие школьники  взяли шефство над учащимися младших классов, они организуют мероприятия для детей, пожилых людей, ветеранов. Большое внимание в воспитательной работе школы уделяется формированию толерантной личности – личности терпеливой, чуткой, терпимой к национальным и религиозным различиям, способной сопереживать. Не быть равнодушным к чужой беде, нести в своём сердце добро и милосердие, дарить людям радость общения и счастья – вот цель юных волонтёров Павлодарской школы. Этого нам так  не хватает сегодня!

Семинар подходил к концу. На заседании Круглого стола по подведению итогов дня каждому участнику хотелось сказать что-то доброе и особенное в адрес всего коллектива школы и каждого учителя. Ведь своим ежедневным трудом педагоги создают в сердце и душе каждого ребенка свой храм, частичку духовности: способности к состраданию и сопереживанию, чуткости и отзывчивости, совестливости, готовности прийти на помощь другому человеку, ответственности за все, что совершается вокруг нас.

 

Е.Г. Кнац