Усадьба героя Отечественной войны 1812 года А.В. Воейкова в с. Красное Знамя и церковь Воскресения Христа Спасителя

 

     Старинному русскому селу Старая Ольшанка, теперь Красное знамя, более двух столетий. Дореволюционный адрес Старой Ольшанки был таким: Тамбовская губерния, Борисоглебский уезд, Верхнешибряйская волость. В состав имения входили: Старая Ольшанка, хутор Заворонский, дачи Бокинская, Шепелевская, Кретовская. Имение принадлежало дворянам Воейковым. Хозяйство Воейковых в старой Ольшанке было одно из самых рентабельных, технически оснащенных хозяйств. Особое внимание уделялось животноводству. Широко было развито коневодство и овцеводство. Воейковы владели двумя конными заводами. В 1880 году на этих заводах было 54 породистых лошади. Рысаки изСтаройОльшаки были украшением сельскохозяйственных выставок в Тамбове, Москве, Петербурге, Гамбурге, завоевывали призы на бегах в Петербурге и Киеве. Скотный двор Воейковых в 1880 году состоял из 21 рабочей лошади, 36 быков и 45 коров. В этом же году в Старой Ольшанке насчитывалось следующее количество строений: 4 кирпичных жилых дома, господские дома старый и новый, флигель, людская, одна кухня, одна прачечная, одна конюшня, два конных завода, три магазина, две кладовые, два овина, одна рига, два ледника, семь кошар овчарен, два скотных двора, одна баня, одна кузница, одна ветряная мельница, один кирпичный завод. Все хозяйство в Старой Ольшанке велось по последнему слову сельскохозяйственной науки.

 

     В имение приглашались на работу высококвалифицированные специалисты. На различных работах в имении работали крестьяне Старой Ольшанки.

 

     На этой земле сохранился памятник архитектуры. Конечно, сейчас он выглядит иначе, хотя не менее величественно. Это храм Воскресения Христа Спасителя. Красавец храм в своем имении Ольшанка воздвигла в память о горячо любимом муже Вера Николаевна Воейкова. Храм строился семнадцать лет. Когда же храм вознесся к небу во всем своем величии и красоте, то устремились сюда не только обитатели близ лежащих сел, но и многие жители Тамбовской и соседних губерний, чтобы помолиться перед иконой «Святое семейство». Супружеская жизнь Веры Николаевны и Алексея Васильевича Воейковых оказалась недолгой, всего 9 лет, но счастливой – подарившей Воейковым и всей России троих прекрасных детей, а затем и внуков великих художников Поленовых.

 

     Началось все со встречи и вспыхнувшей любви между 20-летней черноглазой хрупкой красавицей Верой Львовой и 34-летним флигель-адъютантом Александра I полковником Алексеем Воейковым, который был очарован девушкой. Он писал: «Молодая Львова на высоте идеала. Она не только красива, но и очень патриотична». Последнее обстоятельство было весьма важно для Алексея Васильевича, который и сам преданно любил свою родину и всегда был верен воинскому долгу. Это очень скоро подтвердили события Отечественной войны 1812 года. Встреча же с Верой произошла накануне этих трагических событий в доме Гавриила Романовича Державина – опекуна сестер Львовых. В феврале 1812 года Вера и Алексей обручились. Затем началась война с Наполеоном, которая разлучила влюбленных на целых четыре года. Вера преданно ждала жениха. Все это время их связывали только чувства и письма, которые приходили очень редко. В сражениях Отечественной войны Воейков получил несколько ранений, был контужен. Отчаянный, бесстрашный Алексей Васильевич всегда оказывался в первых рядах. Недаром он был награжден двумя золотыми шпагами за храбрость и несколькими орденами. Пройдя всю войну, Алексей Васильевич остался в живых, но после победы состояние здоровья вынудило его подать в отставку. В 1816 году Воейковы выехали из Санкт Петербурга в купленное на имя Веры Николаевны имение Ольшанка, которая на долгие годы (74 года) 1816-1890 стала счастливым  приютом. Здесь родились их дети в 1816 году дочь Маша, в 1818 году сын Леонид и в 1821 году сын Алексей. Девять лет совместной жизни они провели в заботах о детях, обустройстве имения. Алексей Васильевич начал строительство дома, больницы, школы для детей крестьян.

 

     В 1825 году семья понесла невосполнимую утрату - скончался Алексей Васильевич, ему было 47 лет. Вера Николаевна осталась вдовой в 33 года. Все доводы родственников о необходимости возвращения в Петербург Верой были отвергнуты. Она осталась в милой сердцу Ольшанке с детьми: Марией, Леонидом и Алексеем. Здесь она докончила постройки, начатые мужем. Вера Николаевна прожила вдовой 40 лет, так и не выйдя больше замуж. Никогда не снимала траура по мужу, но носила его очень элегантно и производила впечатление даже в преклонных годах добродушного жизнерадостного существа.

 

     Вера Николаевна прекрасно разбиралась в различных отраслях знаний. Не могли не удивлять ее познания в садоводстве и медицине. Усадебный парк, теплицы для редких растений и, конечно, многочисленные благоухающие цветники, окружавшие небольшой барский дом с просторной террасой, составляли предмет особой гордости Веры Николаевны. Детям она дала хорошее образование и средства к существованию. Очень радовали Веру Николаевну и внуки, особенно Василий и Елена Поленовы, дети Марии, вышедшей замуж за историка Дмитрия Поленова. Василий и Елена уже в раннем возрасте проявили незаурядные способности к изобразительному искусству. Ольшанское имение на многие годы стало творческой мастерской для будущих знаменитых художников. Сегодня работы Василия и Елены Поленовых находятся в лучших музеях страны. Красотами Ольшанки, величием храма Воскресения Христа Спасителя и сейчас любуются посетители Третьяковки и Русского музея.

 

      В 1843 году в любимой Ольшанке был заложен каменный храм по плану Академика К.А. Молдавского, по фасаду Профессора Р.И. Кузьмина, а 17 лет спустя на храме укрепили табличку «Храм Воскресения Христа Спасителя». Церковь Воскресения Христа Спасителя представляет собой массивный шестигранник на глубоком, приподнятом подвале, с двумя симметричными башнями-колокольнями и апсидой. Пол в центре занижен по отношению к входу. Это делалось для того, чтобы прихожане (жители семи окрестных деревень) без помех могли видеть и слышать службу. С восточной стороны вместо привычного алтарного выступа стена храма с оконным проемом разрезана по вертикали изящными высокими колоннами, подчеркивающими стремительное движение ввысь. В декоративном оформлении храма использовалось более 15 форм лекальных кирпичей. Иконостас был развернут по ширине восточной стены. Легкая витая лестница вела на балкон, где размещались хоры. Паркет из крупных дубовых плит, исходивших из центра поверхности храма по кругу, приближался к стенам. Дубовые резные двери завершали всю композицию.

 

     В 1860 году Воскресенская церковь отмечалась как достопримечательность Тамбовской губернии по изяществу архитектуры, устройству и внутреннему украшению.

 

     Дом Воейковых был украшен керамическими панно «Везувий», «Кремль», «Озеро Сердитое», выполненными Еленой. Она же написала много пейзажей деревни и ее окрестностей. Но особую известность получили «ольшанские» картины Василия: «Старый дом в Ольшанке», «Деревенская улица», «Водяная мельница в Ольшанке», а его «Пруд в парке» стал в один ряд с «Московским двориком».

 

     Истребление усадьбы Воейковых началось после революции. Добрая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из барского дома – все было расхищено местными крестьянами по домам. Земли занял колхоз имени Дзержинского, постройки все более приходили в негодность. В конюшнях устроили птицеферму и кузнечно-слесарные мастерские, а в церкви – зернохранилище: телеги с зерном, а позже и трактора въезжали прямо в зал через центральный и боковые входы.

 

     Полуразрушенная Воскресенская церковь, построенная в память героя Отечественной войны Алексея Васильевича Воейкова, была взята на государственную охрану в 1970 году. Но летом 1972 года село Красное Знамя (в прошлом Ольшанка) переведено в число неперспективных населенных пунктов Тамбовской области. Это предопределило трагическую судьбу оригинального памятника истории, архитектуры и культуры.

 

     В настоящее время от памятника истории и архитектуры сохранились старинная церковь с подвалами, где проходят праздничные молебны, парк с вековыми деревьями, барский пруд, колодец, остатки конюшни и домика священника. В 2010 году барский пруд, дно которого выстлано кирпичом, полностью очищен от мусора, произведена расчистка парка. Здесь еще можно увидеть старинные аллеи. Сохранилась знаменитая сиреневая поляна, расположенная в глубине парка. В центре и по округе поляны растут сортовые кусты сирени. Старожилы села говорят, что весной, когда цветет сирень, на поляне стоит такой аромат, который невозможно описать словами. Хозяева усадьбы очень любили здесь отдыхать, проводить различные мероприятия. В 2011 году был найден и восстановлен старый колодец.  В 2016 году работниками администрации района  был посажен плодовый сад, заложены липовые аллеи, высажены ели, плакучие ивы, разбиты цветочные клумбы. Капитально отремонтировано помещение для размещения репродукций знаменитых картин Василия Дмитриевича, портретов хозяев усадьбы Алексея Васильевича и Веры Николаевны Воейковых, гравюр. 

     Большая работа проводится по восстановлению храма Воскресения Христа Спасителя. В храме на деньги прихожан вставлены пластиковые окна, металлические входные двери, отремонтирован порог.

 

     Ежегодно в селе Красное Знамя проводятся различные мероприятия: «Яблочный Спас», «Троица», «Кадетская симфония», патриотический фестиваль «Минувших лет святая память», праздник села «Здесь Родины моей начало», районный праздник «Осенние дары русской усадьбы», включенный в календарь событий Тамбовской области. Становится традицией проведение в селе такого праздника, как День семьи, любви и верности. Праздничные мероприятия бывают массовыми, приезжают и именитые гости.

 

     В связи  с этим на территории усадьбы  создаются условия для массового пребывания гостей: в 2017 году установлены 2 беседки на берегу пруда, деревянные лавочки, 2 декоративных мостика. В 2018 году на берегу пруда установлен фонтан «Любви и верности», который гармонично вписался в пейзаж и стал украшением усадьбы,торжественно открыты бронзовый бюст Алексея Васильевича Воейкова и бронзовый бюст Марии Алексеевны Поленовой.